АО «СИЭСДИ»
119590, Россия
Москва
, ул. Минская, 2Ж
+7 (495) 221-50-56 info@csd.ru
05.07.2021
4 минуты

Информационное моделирование зданий в современном ритейле

коммерческие здания
ритейл
информационное моделирование

Что ждет отрасль ритейла в России, какие технологии уже используются на Западе и как цифровизация повлияет на изменение бизнес-моделей розничной торговли.

4 минуты

Современная торговля активно цифровизируется. Это касается как ее внутренних процессов, так и взаимоотношений с покупателем. Как ей в этом помогает технология BIM, рассказал Сергей Сыч, руководитель департамента продаж и развития бизнеса компании CSD.

Цифровизация ритейла

Перевод в цифру затрагивает все торговые процессы ‒ от документооборота, оформления витрин, взаимодействия с покупателем и логистики до непосредственно управления физическими объектами ритейла ‒ товарами и магазинами. Электронные каталоги давно стали обязательной частью коммерции, но в последнее время только текстовой и графической информации становится мало: в ход идут трехмерные модели, технологии виртуальной и дополненной реальности. Покупатели автомобилей или кухонных гарнитуров ожидают увидеть не просто картинку и спецификации, но и «умную» модель предлагаемого товара, которую можно досконально рассмотреть со всех сторон и изучить функционал.

То же касается и торговых объектов ‒ перед покупкой или строительством будущий владелец хочет увидеть симуляцию работы будущего магазина. Удобно ли будет покупателям перемещаться между полками, достаточно ли будет света внутри, хватит ли места на парковке и не возникнет ли там бутылочных горлышек? Разобраться во всем этом возможно с применением технологии BIM ‒ информационного моделирования зданий.

Особенности строительных объектов малого, среднего и крупного ритейла

Бизнес малых и средних торговых объектов, как правило, привязан к конкретной местности: жилым кварталам, станциям метро, культурным и спортивным объектам, дорожным сетям. Такие торговые точки размещаются, как правило, в существующих зданиях. В этом случае главная задача ‒ оценить место с точки зрения коммерческой привлекательности, «проходимости», определить эффективные часы работы и ассортимент предложения в привязке к потенциальной аудитории выбранной точки. На рынке немало компаний, которые умеют собирать данные по потокам и активностям людей в конкретном месте, их поведенческим паттернам и интересам и создавать на их основе цифровые прогнозные модели для ритейлеров.

Крупный ритейл чаще создает новый объект ‒ например, торговый центр ‒ и оперирует количеством населения, которое этот объект сможет привлечь. Здесь на первый план выходит анализ транспортной и/или пешей доступности новой торговой точки, ее расположение на карте, наличие подъездов, парковочных мест, путей эвакуации, возможность их организации или строительства. В этом случае с помощью BIM необходимо создать полноценную информационную модель будущего торгового центра и инфраструктуры вокруг него.

Преимущества BIM в проектировании торговых и логистических объектов

Проектирование торговых объектов по технологии информационного моделирования позволяет не только заранее выявить проблемные места и найти оптимальные решения, но также максимально повысить эффективность строительства. BIM дает возможность смоделировать как само здание, так и процесс его возведения, включая временные и финансовые затраты (т. н. 5D-проектирование). Наличие информационной модели обеспечивает контроль над строительными процессами, сокращает сроки (в том числе согласований), финансовые издержки, ускоряет ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, на основе BIM‑модели можно эффективно управлять зданием на этапе эксплуатации.

Крупные ритейлеры, как правило, владеют логистическими и складскими объектами. Они также выигрывают от информационного моделирования. Современные склады максимально автоматизированы, а это значит, что внутри них находятся не только товары, но и большое количество механизмов ‒ погрузчиков, подъемников, конвейеров, роботов. Все их необходимо оптимально разместить на имеющейся площади, обеспечить бесперебойную работу и возможность технического обслуживания. Созданная по технологии BIM‑модель объекта помогает правильно спроектировать расстановку таких механизмов, отследить их траектории движения, заранее выявить все возможные узкие места и бутылочные горлышки и избавиться от них.

Перспективы цифрового ритейла

Торговые компании активно применяют современные технологии для сокращения издержек и упрощения процессов купли-продажи. Один из ярчайших примеров цифровизации физического магазина ‒ автоматические торговые точки Amazon, обходящиеся без продавцов. Покупатель берет с полки товар, он автоматически добавляется в цифровую корзину, на выходе со счета списывается сумма приобретенного. Подобное решение требует серьезного технического перевооружения торговой точки и новых подходов к ее обслуживанию.

Ускорившийся во время пандемии переход ритейла в онлайн предъявляет новые требования к логистическим объектам, также связанные в первую очередь с автоматизацией. Растущие направления, такие как маркетплейсы и электронная коммерция по модели white label (упаковка OEM продуктов под своим брендом), требуют технического перевооружения в том числе и существующих складских помещений. Для того чтобы эффективно разместить в них новое оборудование, не потеряв при этом в полезной площади, также используется технология BIM.

По материалам интервью Сергея Сыча для портала Retail.ru